Фестиваль «КСТАТИ»: эксперты «разобрали на атомы» счастье

30 октября онлайн-фестиваль науки «КСТАТИ» завершился научно-популярным ток-шоу сети ИЦАЭ «Разберём на атомы: счастье». Урбанист, экономист и филолог из разных городов собрались вместе, чтобы рассмотреть со всех сторон феномен счастья.

Директор Института финансов и права УрГЭУ-СИНХ, доктор экономических наук Максим Марамыгин проанализировал четыре популярных подхода к измерению счастья. В качестве формальных показателей используются, например, уровень безработицы, средний показатель продолжительности жизни и ВВП на душу населения. Эксперт убеждён, что к настоящему счастью подобные критерии не имеют никакого отношения, а самым релевантным является подход, в котором человеку задаётся прямой вопрос, счастлив ли он.

Максим Марамыгин отметил, что в неформальных опросах по уровню счастья лидируют преимущественно южные страны с более мягким климатом и круглогодичным урожаем, а счастье и доход не обязательно коррелируются.

«В первую очередь, счастье – это эмоция. И чем больше может позволить себе человек, тем сложнее его удивить, вызвать у него дополнительную эмоцию. А значит, ему сложнее почувствовать себя счастливым», –подчеркнул Максим Сергеевич.

Ксения Лицарева, декан факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ, кандидат филологических наук, рассказала, что в средневековой литературе нет слов «счастье» или «несчастье».

«Даже в ранних утопиях счастью уделяется куда меньше внимания, чем радости или свободе. В основе самой первой утопии «Государство», написанной Платоном в 360 году до нашей эры, описывалось организованное государство с неизменным порядком, а счастье отдельной личности не предполагалось. Томас Мор в своей «Утопии» уже был заинтересован в счастье, но не в прижизненном, а достигаемом по окончанию земного пути», – пояснила Ксения.

Она отметила, что такая идея, как «министерства счастья», не нова – уже в утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанелла у всех добродетелей были свои министерства, в том числе и у счастья. Однако в мире Кампанеллы всё по-прежнему выстроено вокруг государства, всеобщего блага, разума и морали.

И только в XVIII-XIX веках Сен-Симон и Беллами в своих работах заговорили о счастье. «Сен-Симон считал, что люди должны стремиться к своему счастью, но сами не в состоянии понять, что им может помочь в его достижении, поэтому на помощь к ним должно прийти государство. А для общего счастья важен хорошо организованный повсеместный труд», – подчеркнула филолог.

Переломный момент наступил с выходом в свет романа Герберта Уэллса «Люди как боги», в котором писатель противопоставил несовершенной действительности истинно совершенное научное общество и поставил вопрос о счастье. А роман Евгения Замятина «Мы» дал начало новому жанру, тесно связанному с утопией, – антиутопии.

Анализируя эти два жанра, литературоведы пришли к выводу, что они мировоззренчески и идеологически связаны между собой. Если в утопии описывается идеальный счастливый мир будущего, придуманный вследствие недовольства действительностью, то в антиутопии изображаются негативные последствия воплощения такого мира в реальность.

Пётр Иванов, социолог города в лаборатории «Гражданская инженерия», эксперт в сфере социокультурного проектирования и городских исследований, автор изданий «Ведомости», Forbes, «Новая Газета», «N+1», UrbanUrban.ru и других, редактор телеграм-канала «Урбанизм как смысл жизни», рассказал о счастье в городской среде. Он начал своё выступление с попытки ответить на вопрос, где люди более счастливы – в маленьких населённых пунктах или больших городах. «Люди, которые живут в крупных городах, чаще утвердительно отвечают на вопрос, счастливы ли они, тогда как в сельской местности может быть больше людей, неудовлетворённых своей жизнью», — подчеркнул Пётр.

Эксперт отметил, что существуют различные типы счастья, одним из которых является фелицитарное или гормональное счастье, имеющее физиологический характер. Ярким примером такого счастья является удовольствие от занятий спортом. Другой тип счастья, тоже очень распространённый, это счастье как отсутствие несчастья. Например, когда мир менее жесток, чем бы он мог быть.

Третий тип счастья – счастье принадлежности, одобрения и успеха. Такое ощущение счастья не привязано к размеру поселения, но тесно связано с принадлежностью человека к тем или иным социальным группам, в которых его принимают, одобряют и ценят. Другими словами – это счастье реализации. Оно может проявляться как успех профессиональной реализации, реализации в хобби или в творчестве.

Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» — формат, разработанный сетью ИЦАЭ. Трое учёных выступают с мини-лекциями на одну и ту же тему, рассматривая её с точки зрения своих научных интересов. Впервые шоу «Разберём на атомы» прошло в Новосибирске в 2015 году.

Запись трансляции, прошедшей в рамках октябрьского фестиваля «КСТАТИ» онлайн, можно посмотреть по ссылке: https://clck.ru/RgCf3

Фестивали науки «КСТАТИ» сеть ИЦАЭ проводит с 2015 года, а в онлайн-формате «КСТАТИ» впервые состоялся в апреле 2020 года.