Профессор МГУ Вячеслав Дубынин рассказал о физиологии и химии счастья
О химии и физиологии счастья на онлайн-фестивале науки «КСТАТИ» рассказал профессор МГУ М.В. Ломоносова, д.б.н Вячеслав Дубынин. Пятый фестиваль «КСТАТИ», организованный сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), стартовал 26 октября и продлится до конца недели.
«Счастье – функция нашего мозга. Есть центры, которые отвечают за эмоции. Наиболее значимые из них – это гипоталамус, прилежащее ядро, миндалина, структуры среднего мозга и моста», — начал лекцию спикер. Большинство из этих зон связаны с биологическими потребностями: витальные (пищевые, питьевые, оборонительные), социальные (половое поведение, детско-родительское взаимодействие), потребностями саморазвития (исследовательская деятельность, новизна, программы подражания или «программы свободы»). «Таким образом, когда мы удовлетворяем ту или иную потребность, мы получаем положительные эмоции», — рассказал Вячеслав Альбертович.
Генерация эмоций связана с выделением конкретных молекул, которые называются нейромедиаторами. Распространяясь по мозгу в форме нервных импульсов, сигналы от центров потребностей в случае успеха используют в качестве нейромедиаторов дофамин, норадреналин, эндорфины и т.д. Все они вызывают положительные эмоции.
В ходе эволюции возникла дополнительная структура, которая называется «прилежащее ядро прозрачной перегородки» — nucleus accumbens. Это главный «центр счастья», положительных эмоций, который стал собирать сигналы от всех зон, связанных с биологическими потребностями.
Так, например, дофамин является самым важным нейромедиатором. С ним связаны радость движений, новизны и творчества, игры и свободы. Кроме этого, есть чёрная субстанция, и от неё аксоны идут вглубь, в базальные ганглии. «Если кому-то досталось активная чёрная субстанция, то такой человек «лёгок на подъём». Человек с активной чёрной субстанцией радуется движению, его мозг очень мощно ориентирован на получение таких эмоций», — пояснил Вячеслав Альбертович. За радость новизны и творчества отвечает покрышка среднего мозга.
Очень тесно с этими сферами связано игровое поведение. Повтор движений приносит положительные эмоции, на уровне игры осваиваются важные двигательные навыки (учится мозжечок, базальные ганглии), а также тренируется социальное взаимодействие.
Интересным нейромедиатором является норадреналин. «Норадреналин – это система, которая позволяет обучаться выходу из реальных и потенциально опасных ситуаций», — объяснил Вячеслав Альбертович. Ощущение преодоления, азарта, победы – за эти эмоции отвечает норадреналин. Если голубое пятно – область мозга, в которой вырабатывается норадреналин – активно установлено, тогда этот человек получает кучу положительных эмоций от преодоления препятствий. Такие люди более азартны, импульсивны.
Есть ещё один нейромедиатор – серотонин. Серотонин не связан напрямую с центрами положительных эмоций, но он тормозит отрицательные эмоции. Он участвует в запуске сна, снижает уровень болевой чувствительности, шум сенсорных и ментальных процессов, активность центров отрицательных эмоций.
«Дофамин и норадреналин усиливают положительные эмоции, серотонин подтормаживает отрицательные эмоции, и вся эта компания из трёх нейромедиаторов – важная команда, которая формирует позитивное мироощущение», — сделал вывод эксперт.
В завершение спикер рассказал об остальных молекулах, отвечающих за положительные эмоции. Среди них есть молекулы АТФ, которые при «глубоком» распаде превращается в аденозин. Аденозин подаёт сигнал об утомлении. Ещё есть тироксины – гормоны щитовидной железы, которые активируют множество процессов в нашем организме.
«Поэтому если вы чувствуете депрессию или вялость, сначала нужно идти не к психотерапевту, а к эндокринологу – возможно, у вас проблемы с щитовидкой», — посоветовал Вячеслав Дубынин. Отдельно стоит выделить эндорфины – это пиктиды, цепочки из аминокислот. Их основной эффект – это снижение болевой чувствительности за счёт торможения передачи боли в спинном и головном мозге. Благодаря эндорфинам также происходит успокоение, эйфория за счёт ослабления активности тормозных нейронов. С эндорфинами связаны положительные эмоции при удовлетворении пищевой потребности, удачный секс, детско-родительское взаимодействие. Отдельно стоит выделить окситоцин и пролактин. Окситоцин – это нейромедиатор привязанности, а также гормон родов и лактации. Он формирует привязанность матери и ребёнка, взаимоотношений мужчины и женщины.
Пролактин – это гормон, который участвует в грудном вскармливании. Пролактин воздействует на центры родительской заботы в переднем гипоталамусе. Мужчинам достаточно смотреть на ребёнка, общаться и взаимодействовать с ним.
«Любовь – это богатейший «коктейль» гормонов и нейромедиаторов. Здесь и андрогены, и эстрогены (общий уровень либидо), и дофамины, и эндорфины, и окситоцин, и вазопрессин (привязанность и верность), и серотонин (контроль негативных эмоций)», — дал своё определение любви эксперт.
Запись онлайн-трансляции можно увидеть на YouTube канале сети ИЦАЭ: https://www.youtube.com/watch?v=7xsoQ9l-olE
Фестивали науки «КСТАТИ» сеть ИЦАЭ проводит с 2015 года, а в онлайн-формате «КСТАТИ» впервые состоялся в апреле 2020 года.